Содержание → ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 3. ОБ УМЕ, СЕРДЦЕ И ПОМЫСЛАХ Лечение ума → Часть 4
Это обращение ума на сердце есть не что иное, как его объединение, то есть союз ума и сердца. Свидетельством такого союза служат слезы умиления и сладкое чувство божественной любви. «Плач умиления при молитве есть верный показатель того, что ум соединился с сердцем и что настоящая молитва нашла свое первое место, первую степень восхождения к Богу; вот почему он так ценится всеми подвижниками» (там же, с. 124). Погружаясь в сердце, ум «совлекается всякого образа, не только видимого, но мысленного» (там же, с. 140). Двери сердца затворяются для всего чуждого, «и тогда душа входит во „мрак“ совершенно особого порядка и затем удостаивается неизреченного предстояния Богу чистым умом» (там же, с. 134).
Говоря об обращении ума на сердце, то есть его энергии к сущности, необходимо упомянуть о трех движениях ума, как их описывает святитель Дионисий Ареопагит. По словам святителя Дионисия, существуют три движения души и ума. Первое из них – круговое, «вхождение в себя извне и единообразное собирание умных сил». В этом движении душа сперва обращается на себя, собирает все свои силы и таким образом восходит к безначальному и бесконечному Богу, стоящему превыше всего сущего. Этот путь безопасен, он не дает уму возможности впасть в прелесть и, таким образом, является целенаправленным восхождением к Богу. Ум, избавившись от всего тварного, отвергает всякую мысль о твари, всякое мечтание и через покаяние соединяется с сердцем, где ему открывается Бог, так что происходит соединение ума с Богом. Это движение свойственно так называемому апофатическому богословию. Второе движение – прямолинейное, при котором душа «исходит к окружающим ее предметам и от внешних предметов восходит как бы от неких разнообразных и многочисленных символов к простым и цельным созерцаниям». Это так называемое естественное созерцание, или катафатическое богословие, которое созерцает Бога в природе. Через созерцание природы душа восходит к Богу. Этот метод подвержен прелести, поскольку многие люди, привыкнув таким образом непосредственно наблюдать творения Божий, прельщаются и начинают поклоняться твари более, нежели Творцу и Создателю. Третье движение, так называемое спиралеобразное, представляющее собою сочетание первых двух. Святые отцы отдают предпочтение первому движению, которое зовется круговым, поскольку образует некий круг. Ум обращается на сердце и через сердце восходит к созерцанию Бога. Таким образом можно избежать прелести (Дионисий Ареопагит. О божественных именах. PG. Т. 3. Col. 704-705). Это круговое движение достигается через умную молитву, с помощью которой подвижник старается «собрать ум в себе, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неложным движением» (Свт. Григорий Палама. Триады. .. С. 49).
Итак, обращение ума достигается с помощью молитвы, и главным образом так называемой умной молитвы, когда ум, чистый от всякого помысла и представления, не отвлекаясь, молится Богу. Поэтому Нил Подвижник ублажает ум, молящийся невещественно и без рассеяния:
«Блажен ум, который во время молитвы хранит совершенное безмолвие. Блажен ум, который, молясь без развлечения, восприемлет все большее и большее вожделение Бога. Блажен ум, который во время молитвы бывает невещественен и нестяжателен. Блажен ум, который во время молитвы держит совершенное ко всему нечувствие». (Добр. Т. 2. С. 221-222)
Закладки
- » Убежден, что ужасное состояние, в котором пребывают многие люди, связано…
- » Профессор отец Иоанн Романидис, автор исследования на данную тему,…
- » Именно умом определяется общее состояние человека, поскольку…
- » В разумной части души действуют так называемые помыслы, которые, раздражая…
- » Однако умом зовется и энергия ума, «которая состоит в помыслах и…
- » Говорят, что душа является бессмертной. Нам хорошо известно, что…
- » Таким образом, вступление в священство может осуществляться только…
- » Феолипт, митрополит Филадельфийский, учит, что сердце, то есть ум,…
- » «. .. созерцание нетварного божественного света невозможно,…
- » Подготовка к принятию священства занимает одно из господствующих…
- » По библейско-святоотеческому преданию известно, что сердце человека, если…
- » Подобно тому как тело для поддержки своего существования нуждается…
- » Высшая цель человека – приобрести ведение Бога, поскольку в этом…
- » Если помысел закоснеет в нас, мы становимся рабами пристрастия.…
- » Второе условие состоит в том, что цель христианства – достичь блаженного…
- » Душа человека, заключающая в себе образ Божий, тройственна. Она состоит…
- » Из всего этого ясно, что, с одной стороны, слезы необходимы для…
- » Помимо отсечения помыслов и пренебрежения ими их необходимо…
- » Это место имеет огромное значение, поскольку сегодня многие учат, что…